В Азербайджане падают не только доходы от продажи энергоносителей, но и уровень их добычи
Доказанные запасы газа и нефти Госнефтекомпании Азербайджана на первое января 2015 года сократились на 6,19 млрд. куб. м и 6,45 млн. тонн соответственно. Об этом, ссылаясь на отчет об устойчивом развитии Нефтекомпании по итогам 2014 года, опубликованный на сайте Госнефтекомпании, пишет азербайджанское агентство «Тренд». Объем доказанных запасов нефти и газа определен из расчета запасов девяти основных месторождений: «Гюнешли», «Нефтяные Камни», «Пираллахи», «Банка Дарвина», «Сангачал-Дуванлы-Дениз-Хере-Зире», «Алят-дениз», «Булла-дениз», «Биби-Хейбат» и «Локбатан-Пута-Гушхана».
Азербайджанское агентство «Туран», в свою очередь, отмечает, что в 2015 году ожидается снижение добычи нефти на 700 тыс. тонн. Так, за 8 месяцев 2015 года объемы добытой товарной нефти в Азербайджане уменьшились на 2,37%. Согласно прогнозам Центра нефтяных исследований «Caspian Barrel», по нынешним темпам добычи в 2015 году в Азербайджане будет добыто около 41,2 млн. тонн товарной нефти.
«Падение цен на нефть и геополитическая напряженность может привести к снижению международного кредитного рейтинга Азербайджана», – пишет азербайджанское агентство АПА, цитируя министра финансов Азербайджана Самира Шарифова, согласно утверждениям которого три ведущих международных рейтинговых агентства – «Standard&Poor`s», «Fitch» и «Moody`s» – сохранили международный кредитный рейтинг Азербайджана на уровне «B-».
Несмотря на оптимистичное представление ситуации министром финансов, азербайджанский сайт «Хаккин.аз», ссылаясь на последний отчет «Standard & Poor's» по шкале отраслевых и страновых рисков, пишет, что Азербайджан попал в восьмую группу из 10 возможных, соседствуя с Россией, Боливией, Хорватией, Грузией, Венгрией, Казахстаном, Ливаном, Парагваем, Шри-Ланкой и Узбекистаном. Согласно экспертам, проблемы банковского сектора Азербайджана тесно взаимосвязаны с общим состоянием экономики. В частности, сокращение экспорта и доходов бюджета, недостатком структурных реформ для диверсификации экономики и уменьшения ее зависимости от сырьевых ресурсов, ограниченным доступом заемщиков к внешним рынкам капитала, а также с чрезвычайно высоко изменчивым курсом валюты и оттоком капитала. «В числе негативных факторов для банковской системы аналитики S&P также называют зависимость банков – как государственных, так и частных – от поддержки со стороны правительства в плане предоставления ликвидности», – пишет сайт.
Касаясь уровня открытости бюджета (Open Budget Index), согласно опубликованному международной организацией International Budget Partnership (IBP) отчету, включившему в список всего 102 страны, сайт отмечает, что в этом году Азербайджан получил 51 балл из 100 возможных, встав в один ряд с такими странами, как и Монголия, Казахстан, Гана и Доминиканская Республика. По мнению авторов отчета, правительство Азербайджана предоставляет ограниченную бюджетную информацию, обеспечивает низкий уровень общественного участия, не дает общественности возможности для участия в бюджетном процессе. «Кроме того, бюджетный надзор со стороны законодательной власти слаб, а со стороны высшего органа финансового контроля – ограничен», - пишет сайт.
Наряду с этим, как отмечает агентство «Туран», ВВП в Азербайджане снизился на 3,1 млрд. манат, что на 8% меньше аналогичного периода прошлого года. «В то же время Государственный комитет по статистике утверждает, что в стабильных ценах экономика выросла на 4,2%», – пишет издание.
Согласно азербайджанской газете «Эхо.аз», представленный бюджет на 2016 года, по мнению экономистов, максимально приближен к существующим в Азербайджане реалиям. «Расходы лишь по социальной части останутся нетронутыми. То есть зарплаты, пенсии, пособия не будут уменьшены, но и не увеличены. По остальным областям будут наблюдаться сокращения. В частности, резкое сокращение ожидается в инвестиционных расходах», – цитирует «Эхо.аз» экономиста Октая Ахвердиева, согласно которому, бюджет Азербайджана с 2015 года остается дефицитным и в этом году картина не изменится, учитывая нерациональную трату государственных денег.
Газета также коснулась темы девальвации в Азербайджане, обратившись за комментарием к экспертам с вопросом, что лучше: мягкая девальвация или резкое падение курса маната?
По мнению директора департамента управления рисками ОАО «Атабанк» Эльмана Садыгова, «мягкая девальвация» в Азербайджане будет иметь несоразмерно более разрушительные последствия, нежели резкое падение курса национальной валюты, основываясь на том, что ЦБ Азербайджана «буквально погорел» на этом решении, потеряв немалую сумму валютных резервов. Согласно эксперту, постепенное падение курса маната породило спекуляции на курсе валют, что, в конечном счете, и привело к потере государственных средств. «Возлагая надежду на мягкую девальвацию, люди не осознают в полной мере ее последствий. Скажем, не все отдают себе отчет о последствиях ситуации, когда доподлинно известно, что курс национальной валюты будет предсказуемо падать», – цитирует эксперта газета.
В противовес Садыгову другой эксперт, экономист Самир Алиев считает мягкую девальвацию единственно верным путем снижения курса национальной валюты, обещающей всего 20-процентное падение. По его мнению, резкий обвал маната может иметь фатальные последствия при вторичном снижения курса как для экономики, так и для банковского сектора Азербайджана, которые еще не оправились после февральского решения Центробанка резко уронить манат. «Опасность таит в себе постепенная прогрессирующая долларизация экономики. С этой точки зрения весьма пагубна тенденция постдевальвационного роста доли долларовых кредитов и депозитов, превысивших 70-процентную отметку общего депозитно-кредитного портфеля», - сказал эксперт газете, отмечая, что повторное падение курса маната обусловлено «неприемлемыми для стабильных прогнозов» ценами на нефть.
Эксперт также отметил, что еще одной предпосылкой падения маната может служить массовая долларизация вкладов населения, достигающей отметки 70%. По словам эксперта, объективные причины «новой волны» девальвации кроются в «значительном отрыве прогнозов нефтяных поступлений от реальной картины доходов Государственного нефтяного фонда Азербайджана». Так, поступления в Госнефтекомпанию Азербайджана в 2015 году прогнозировались с учетом цены барреля нефти $90, на уровне $12 млрд., но даже при средней цене нефти в $60 фонд не досчитается примерно 4 млрд. долларов, и не будь девальвации, объемы бюджетного дефицита возрастают до 7 млрд. долларов. А это значило бы снижение активов ГНФАР до начала следующего года с нынешних 37,1 млрд. до 30 млрд.
Напомним, что еще в мае 2015 года международное рейтинговое агентство «Moody's Investors Service» прогнозировало продолжение девальвации маната в Азербайджане и снижение темпов роста экономики во второй половине этого года, выразив сомнение касательно стабильности банковской системы Азербайджана и обслуживания банками обязательств по ценным бумагам и вкладам. В свою очередь служба кредитных рейтингов «Standard & Poor`s» на фоне потери $2 млрд. Госнефтефондом понизил прогноз по рейтингу Госнефтекомпании Азербайджана до «негативного». Международные эксперты считают, что удешевление нефти серьезно понизило финансовые возможности Азербайджана. По мнению экспертов, в 2015 году не следует ожидать экономического роста в стране более чем на 1.9 %. Отметим также, что за 2014 год валютные резервы ЦБ Азербайджана снизились на 2,78%/. Также, согласно отчету рейтингового агентства «Fitch», темпы роста экономики Азербайджана, в значительной степени зависящей от экспорта нефти, могут снизиться до 1,5 % в 2015 году.
Материалы по теме:
Экономист: В Азербайджане доходы бедных в 20 раз ниже доходов богатых